ISIS
International Standart Integrated Systems — шатун с посадочными местами устанавливается на шлицы в натяг, благодаря чему достигается очень высокая прочность соединения вала каретки и шатуна. По весу ISIS практически не отличается от Octalink, цена ISIS достаточно высока.
Octalink
Система шлицевого соединения шатунов с осью каретки Octalink. Стандарт фирмы Shimano. Каретки Octalink имеют профиль с 8 прямоугольными зубцами на полой оси увеличенного диаметра. Такая конструкция дает более прочное и жесткое соединение шатунов с кареткой по сравнению с более старой конструкцией, когда шатун крепится на коническую квадратную в сечении ось каретки. Совместно можно использовать только шатуны Octalink с каретками Octalink.
Амортизатор
Устройство для поглощения и гашения колебаний. Сама пружина не является амортизатором, потому что пружина не гасит колебания, а только воспринимает их и отрабатывает обратно. Назначение амортизатора — погасить обратный ход пружины. В велосипеде применяются передний амортизатор (в передней вилке) и задний амортизатор (в задней части рамы).
Амортизация рамы
Различают три основных типа амортизации рамы: жесткая амортизация (Rigid), хардтейл (Hard Tail) и двухподвес (Full Suspension).
Атмосфера
Распространённая в России единица измерения давления в манометрах автомобильных насосов, но на велопокрышках обычно пишут предельно допустимые давления в PSI. 1 атмосфера = 14,5 PSI
Багажник
Металлическая конструкция над колесом, позволяющая разместить на себе груз. Самый распространненый вид багажника — над задним колесом, но можно устроить багажник и над передним колесом.
База велосипеда
Расстояние между осями передней и задней втулок колес.
Байк
Общеупотребительное название горного велосипеда. Часто применяется и к другим велосипедам.
Баттинг
Баттинг – утончение стенки металлической трубы в зоне наименьших нагрузок с целью снижения веса. Применение баттированных труб позволяет также увеличить прочность рамы велосипеда. Батированные трубы имеют минимальную толщину стенки в средней части и максимальную в узлах. Таким образом, более толстые стенки в узлах повышают прочность, а более тонкие в средней части экономят вес.
Блокировка хода вилки гидравлическая
Гидравлическая блокировка вилки – система, обеспечивающая полную блокировку амортизатора вилки (вилка становится «жесткой»). Благодаря блокировке сокращается потеря части энергии, которая неизбежно возникает, когда часть передаваемого на педали усилия «съедается» амортизацией. Это особенно важно при силовом педалировании и езде в гору.
Бонки
Полые болты, используемые, в частности, для крепления звезд к шатуну.
Брейкбоссы
Посадочные места на вилке и раме для установки ободных тормозов.
Брызговик
Резиновый или пластмассовый лоскут, который прикрепляют к крылу для лучшей защиты велосипеда от грязи. В отличие от автомобильных, велосипедные щитки почти все самодельные, однако встречаются и заводские.
Бустер (booster)
Подковообразная усиливающая рамка, устанавливаемая на перья вилки совместно с тормозными рычагами. Бустер противодействует изгибу перьев вилки при торможении.
Велокомпьютер
Электронное устройство, позволяющее считывать во время езды такие показания, как текущая скорость, пройденный километраж, время, максимальная скорость и др. Бывают проводные и беспроводные компьюторы, прогулочные, тренировочные, туристические, в т.ч. с функциями измерения пульса (пульсометр) и частоты педалирования (каденс). Принцип действия: датчик на вилке считает обороты колеса от магнита, прикрепленного на спице, и передает их в виде полезной информации на дисплей, который устанавливается на руле.
Велосипед гибридный
Гибриды — нечто среднее между горными и туристическими велосипедами, сочетающие высокую проходимость и маневренность с хорошим ходом по шоссе. Очевидно, что если вы планируете езду только в горных условиях, лучше выбрать MTB, и, наоборот, для езды только по шоссе, следует покупать шоссейный велосипед. Стандартный размер колес — 28 дюймов. Конструкция рамы напоминает рамы горных моделей, есть амортизационная вилка, часто есть возможность регулировать вынос руля (см. «Регулируемый вынос руля»). Число передач: 24-27. В отличие от туристических велосипедов допускается более жесткая эксплуатация, так что если для вас актуальна как езда по хорошей дороге, так и по грунту, стоит обратить пристальное внимание на гибридные модели.
Велосипед горный
Горные велосипеды (другое название — MTB от «mountain bike») имеют широкие колеса диаметром 26 дюймов с глубоким протектором, большой клиренс (дорожный просвет), прочную раму и хорошие тормоза. В большинстве используется амортизационная вилка, но встречаются и жесткие модели. MTB в первую очередь предназначены для езды в тяжелых горных условиях, но без проблем могут использоваться так же и для поездок на работу или загородных прогулок.
Велосипед городской
Городские велосипеды наиболее комфортны из всех вышеперечисленных, часто имеют подпружиненное широкое седло, крылья, багажник, электрооборудование. Диаметр колес — до 28 дюймов, широкий спектр передач, прямая посадка. Чаще всего не имеют амортизационной вилки. Несомненный плюс — невысокая стоимость. Городские велосипеды бывают складными. Это наилучший вариант для поездок, например, в магазин за продуктами или для прогулок на небольшие расстояния.
Велосипед для взрослых
Подавляющее большинство велосипедов предназначено для взрослых. Практически все они могут использоваться как мужчинами, так и женщинами, но встречаются и чисто женские модели. Их отличает низкая рама и более широкое (женское) седло.
Велосипед для детей
Детские — предназначены для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Чаще всего это двухколесные велосипеды с возможностью установки двух дополнительных поддерживающих колес.
Велосипед для подростков
Подростковые велосипеды предназначены, как следует из названия, для подростков. От моделей для взрослых они отличаются в первую очередь размерами, конструкция же аналогична «взрослым» велосипедам.
Велосипед дорожный
Дорожные велосипеды, напротив, рекомендуется использовать только на хороших покрытиях — асфальте, хороших грунтовых дорогах и даже для трековых гонок. Размер колес 27-28 дюймов.
Велосипед женский
Велосипед, предназначенный для женщин. Практически все модели могут использоваться как женщинами, так и мужчинами. Однако существуют и специальные «женские» модели, которые отличает низкая рама и особая, более широкая конструкция седла для большего комфорта.
Велосипед односкоростной
Велосипед с одной передней и одной задней звездами, т.е. без системы передач.
Велосипед складной
Велосипед на складной раме. Такой велосипед удобно перевозить в общественном транспорте, в багажнике машины или лифте, их удобно хранить в условиях городской квартиры.
Велосипед туристический
Туринги или туристические велосипеды похожи на шоссейные, но отличаются ходовыми и эксплуатационными качествами. Как правило, туристические велосипеды имеют багажник, мощные колеса, раму с усиленным задним треугольником. Стандартный диаметр колес: 28 дюймов, число скоростей: 24 и более. Туринги идеально подходят для размеренной езды, однако они недостаточно маневренны и могут не справиться с прохождением излишне сложных трасс. Если вы планируете покупать велосипед для велопоходов умеренной сложности, туринг — ваш выбор.
Велосипед шоссейный
Шоссейные велосипеды, напротив, предназначены для использования только на гладкой дороге и тут им нет равных. Стандартный диаметр колес: 700С, количество скоростей до 33. Благодаря лежачей посадке, низкому весу, узким шинам-трубкам шоссейный велосипед позволяет развить скорости большие, чем на любом другом велосипеде. В основном, это велосипеды для идеальных дорожных условий. Для реальной жизни (разбитых дорог и мокрого асфальта) лучше выбирать что-то более практичное.
Велофляжка
Специальной конструкции пластиковая или алюминиевая фляжка, устанавливающаяся в держатель на раме.
Вилка
Один из основных элементов конструкции велосипеда, предназначенный для крепления к раме переднего колеса и выноса руля и обеспечивающий управление велосипедом. Может снабжаться амортизатором для повышения комфорта при езде по пересеченной местности.
Вилка амортизационная
Передняя вилка со встроенным механизмом амортизации. Механизм амортизации принимает на себя и смягчает удары, которые приходятся на колеса во время езды, и таким образом на раму передается намного меньше тряски и ударов.
Вилка воздушная
В воздушных вилках роль и демпфера и амортизатора играет воздух. Они долговечные, но при агрессивном стиле езды могут быстро выйти из строя из-за разрушения уплотнителей. Распространены они не слишком широко, поэтому часто воздушными называют другой тип вилок — воздушно-масляные.
Вилка воздушно-масляная
В воздушно-масляных вилках роль упругого элемента выполняет воздух, а колебания гасятся масляным картриджем. К недостаткам стоит отнести быструю изнашиваемость и необходимость частого технического обслуживания. Однако эти вилки гораздо лучше гасят колебания, чем все описанные выше. Они применяются в первую очередь там, где важен вес велосипеда, например в кросс-кантри.
Вилка жесткая
Самые простые по конструкции — жесткие вилки. Они не требуют специального ухода. Жесткие вилки применяются в городских велосипедах, а так же в недорогих горных велосипедах. Главный минус таких вилок — сильная вибрационная нагрузка на велосипедиста, а как следствие — повышенная утомляемость при езде.
Вилка пружинная
Самые простые амортизационные вилки — пружинные. Кроме невысокой цены не имеют преимуществ и быстро выходят из строя.
Вилка пружинно-масляная
В пружинно-масляных вилках в качестве упругого элемента используется пружина, демпфером (гасителем колебаний) служит масляный картридж. Имеют высокую стоимость и применяются очень широко — практически для любых дисциплин.
Вилка пружинно-эластомерная
Пружинно-эластомерные вилки отличаются от пружинных наличием упругого стержня из эластомера, выполняющего демпфирующую роль (гасит колебания). Они дороже пружинных, а их главным недостатком является «потеря хода» при отрицательных температурах. Это вызвано изменениями свойств эластомера при понижении температуры.
Втулка
Часть колеса велосипеда, обеспечивающая его вращение. Передние и задние втулки имеют различную конструкцию. На задней втулке крепится кассета/трещотка или задняя звездочка для обеспечения привода колеса от системы посредством цепи. К фланцам втулки крепятся спицы.
Втулка планетарная
Планетарная втулка – это втулка заднего колеса со встроенным планетарным шестеренным механизмом переключения передач. Все ответственные детали планетарной втулки защищены от попадания в них воды и грязи, от повреждений при падении велосипеда на бок и требуют минимум регулировок, что упрощает использование велосипеда. Такие втулки имеют высокую долговечность, и при правильной эксплуатации, их ресурс может достигать десятки тысяч километров. Со всеми этими достоинствами, планетарные втулки – это идеальный вариант для городского велосипеда.
Выжимка
Инструмент для разъединения и соединения звеньев цепи. Без этого инструмента разомкнуть цепь можно, а вот сомкнуть (вставить на место выдвинутый пин) — почти невозможно.
Вынос руля
Муфта для крепления руля к штоку вилки над рулевым стаканом. Различаются по методу изготовления (сварной, литой, фрезерованный), геометрии и способу соединения со штоком вилки (резьбовой, безьрезбовой).
Вынос руля регулируемый
Регулируемый вынос руля позволяет настраивать высоту и угол наклона руля под индивидуальные параметры велосипедиста. От выноса очень сильно зависит посадка, а возможность его регулировать позволяет идеально подобрать подходящее положение.
Гелевые вставки
Наличие гелевых прокладок в седле. Такие прокладки встречаются в седлах, изготовленных из искусственных материалов (см. «Материал седла»). Гелевые вставки под седалищные кости делают посадку более комфортной.
Геометрия рамы велосипеда
Размерности рамы и велосипеда в целом. Влияют на управление на большой/малой скорости, выдергивание и т.д. Стандартные характеристики — длина подседельной трубы, база, длина перьев, длина верхней трубы, угол наклона рулевого стакана, угол наклона подседельной трубы, провис каретки.
Гидролиния
Гибкая гидравлическая магистраль гидравлического тормоза, соединяющая рабочий тормозной цилиндр и колодки с тормозным цилиндром и тормозной ручкой на руле.
Гидроформинг
Технология изготовления алюминиевых труб в камере с трехмерным шаблоном необходимой формы с последующей подачей в трубу нагретого масла под высоким давлением. В результате чего труба принимает форму заданного шаблона. Гидрофроминг позволяет изготавливать трубы любой формы без потери прочности и увеличения массы. Важнейшим показателем качества деталей, получаемых на гидроформовочных установках, является более высокая жёсткость по сравнению с деталями аналогичной формы, получаемых с помощью других технологий.
Горилла
Часть штанов амортизационной вилки, соединяющая обе штанины сразу над колесом.
Грипсы
Резиновые, пластиковые или поролоновые рукоятки руля, в месте захвата руля руками.
Грипшифт
Переключатель передач, в котором переключение передач осуществляется проворотом его рукоятки по принципу управления «газом» на мотоциклах. На фото: грипшифт Shimano Nexus на круизере Forward Surf 2.0.
Двухподвес (Full Suspension)
Горный велосипед с передним (амортизационная вилка) и задним амортизаторами.
Дропауты
Выступающая часть вилки / рамы, в которую вставляется переднее / заднее колесо. Бывают горизонтальными, что позволяет сдвигать колесо, лучше натягивать цепь на велосипедах с одной скоростью, а также изменять геометрию велосипеда.
Жесткая амортизация (Rigid)
Полностью жесткий велосипед. Такие рамы применяются в городских и некоторых горных велосипедах. Достоинствами являются низкая стоимость, простое обслуживание, хорошее «чувство дороги» и невысокий вес. Минусы: высокая ударная нагрузка на велосипедиста и узлы рамы, повышенная утомляемость при езде.
Замок велосипедный
Мощный трос с замком, позволяющий закрепить велосипед на каком-либо стояке. Простое противоугонное устройство.
Замок цепи
Особое звено цепи, позволяющее без специальных инструментов размыкать и замыкать цепь.
Защита пера
Накладка на нижнее перо рамы, защищающая краску от ударов цепи на кочках.
Защита цепи
Деталь, устанавливаемая на раму для защиты цепи от попадания в нее посторонних предметов (каковыми обычно оказываются вовсе не посторонние брюки велосипедиста).
Звездочка, звезда
Зубчатое колесо цепного привода. Передние звезды входят в состав системы, задние образуют собой кассету.
Золотник
Деталь клапана камеры или воздушной вилки, запирающая воздух в замкнутом объеме.
Инструмент велосипедный
Набор велосипедных инструментов включает в себя ключи обычные и специальные, отвертки, съемники, монтажки, выжимку и т. д.
Калипер (тормозная машинка, суппорт)
Часть дискового тормоза, которая крепится к раме / вилке и при нажатии на тормозную ручку прижимает тормозные колодки к ротору.
Камера
Кольцевая резиновая трубка, являющаяся основным амортизационным элементом для колеса. Устанавливается на колесо под покрышку. Воздух в камере удерживается с помощью вентиля.